14. Жизненная стратегия
Как человек оказывается в положении Старого дурака? В сущности, это всегда итог той жизненной стратегии, которую он избрал. Но что это за стратегия?
Внешне она однозначно соответствует архетипу волшебной сказки: начать с маленького дурачка, подняться как можно выше по жизни, и однажды стать царем в своем доме. Это очень естественный жизненный путь, в нем все понятно и оправданно. И если вдуматься, нет именно того, что называется этим нерусским словом стратегия. Ей просто некуда тут вместиться.
Стратегия – это не цель, которую ты хочешь достичь, это лишь способ, каким ты избираешь ее достигать. Условно говоря, в битве можно идти к победе разными путями, именно они и являются стратегиями. Ты избираешь один, поскольку сразу всеми идти нельзя. И этот путь либо приводит тебя к победе, либо ты оказываешься Старым дураком, и это становится итогом всей твоей жизни.
Не то неверно, что ты шел к тому, чтобы стать царем, неверно то, как ты к этому шел. А как идут те, кто потом оказываются у разбитого корыта и мешают жить молодым? Есть множество описаний этих выборов, начиная все с той же сказки про Золотую рыбку. У старухи неверной стратегией была ее чрезмерная жадность в сочетании с отказом от развития разума. У старика – его выбор жить при старухе и ни во что не лезть, быть тупым исполнителем. Но у разбитого корыта оказываются оба.
Глядя на подобные примеры, мы можем описать и ту жизнь, которая оценивается как мудрая старость. Что мы впоследствии оцениваем как мудрость, то и есть мудрость в жизни, даже если мы этого сразу не осознаем. За что человека могут назвать старым дураком или старой дурой?
За то, что в конце жизни у них ничего нет, а все возможности упущены и ушли вместе с силой. Но при этом они недовольны жизнью и мешают жизнь молодым, заедая их жизнь, и постоянно лезут либо с поучениями, либо с раздражением. Раздражение они сдерживать не могут, потому что их словно бы обманули, и это в них болит, поскольку уже ничего нельзя переиграть. А не учить не получается, поскольку они переполнены лишними и уже ненужными знаниями.
Но где прячется ошибка? Ведь все выглядит очень естественно: рос человек, набирался силы и знаний, подымался по ступеням, занимая все более высокие места, но вдруг, как старый пес в сказках, потерял силу, и стал не нужен. В чем он-то виноват, это же естественно?
Действительно, естественность тут присутствует. И заключается она в том, что сначала ты набираешь силу и знания, а потом тело становится слабым, и сила уходит. А вот знания сохраняются. Но при этом становятся не нужны, поскольку жизнь изменилась, и твои знания относятся к прежней жизни.
Где тут твой выбор? Его, словно бы, и нет. Все так идет само собой.
Выбор, однако, есть. Во-первых, он был исходно в том, чтобы не думать о будущем, не продумывать свою старость, как очень важное предприятие, которому ты отдашь, возможно, несколько десятков лет своей жизни. Во-вторых, даже если ты этого и не заметил, но ты по всей жизни искал виноватых. Чтобы чувствовать себя уютно, общественному животному необходим тот, кто виноват в его неудачах.
Соответственно, и это, в-третьих, для того, чтобы виноватый стал возможен, нужно избрать верить обществу и государству. Ты не можешь считать медведя, который откусил тебе руку, виноватым в том, что у тебя жизнь не сложилась. Виноват тот, кто заставил тебя лезть меряться с медведем силой. Ни медведь не может быть виноватым, ни автомобиль, который переехал тебе ногу. Виноватым всегда является человек.
И не просто человек, а тот, которому ты доверял, как старик в Золотой рыбке. Вот ты ему доверился, а обещанная им успешная стратегия не сработала, из-за чего у тебя вся жизнь пошла насмарку. Вот обещало государство: работай честно, я обеспечу тебя достойной пенсией, ты и поверил. А пенсия-то такая, что прожить нельзя! Кто виноват?
Следовательно, в основе проигрышной жизненной стратегии лежит желание найти тех, кому ты можешь доверить свою жизнь, чтобы они ее за тебя и решили. И решили так, чтобы у тебя все было хорошо.
А стоило бы принять, что это твоя жизнь, и в ответе за нее ты сам!